Дорпрофжел на ГЖД
РОСПРОФЖЕЛ на Горьковской Железной Дороге

Взаимные обязательства

В 2020 году коллектив дороги, её руководство и профсоюзная организация столкнулись с непростыми задачами по организации производственного процесса и дополнительной защите персонала в условиях пандемии. И они решены, констатировал в своём докладе на пленарном заседании социально-экономического форума 26 февраля председатель Дорпрофжел на ГЖД Дмитрий Мололкин.

Обеспечена устойчивая работа структурных подразделений, в коллективах сохраняется стабильная социальная обстановка. Удалось избежать массовых сокращений, значительная часть персонала трудилась дистанционно без снижения заработной платы. В большинстве организаций сохранены гарантии и льготы, предусмотренные колдоговором.


Большую роль в этом сыграли документы социального партнёрства, разработку которых инициировал отраслевой профсоюз. В результате появилось дополнительное соглашение к Коллективному договору ОАО «РЖД» на 2020–2022 годы. Подписаны совместные разъяснения руководства компании и Роспрофжел о размерах выплат за первую половину месяца в связи с оформлением простоя, о размерах пособий при рождении детей и др.


Дмитрий Мололкин напомнил, что в регионе дороги действуют четыре отраслевых соглашения, а также разработанные на их основе Коллективный договор ОАО «РЖД» и 27 других колдоговоров. В 2020 году они выполнены в полном объёме. Общие расходы на их реализацию превысили 7 млрд руб. Социальный пакет работника региона дороги составил 56 196 руб. Соцпакет неработающего пенсионера – 10 231 руб.

2235 работников воспользовались компенсируемым социальным пакетом на общую сумму 30,7 млн руб. Наиболее востребованные льготы КСП – негосударственное пенсионное обеспечение, компенсация уплаты процентов по ипотечному кредиту, расходов на медицинские услуги, оплаты услуг образовательных учреждений и некоторые другие.
Один из вопросов, который находится на постоянном контроле у профсоюза, – охрана труда и производственный травматизм.

В структурных подразделениях проведены проверки соблюдения требований охраны труда и Трудового кодекса РФ, обеспеченности работников СИЗ, инструментом и средствами малой механизации, соблюдения режима труда и отдыха локомотивных бригад. По инициативе профсоюза реализуется ряд долгосрочных программ. Например, по поставке модульных табельных, пунктов обогрева, модулей сопровождения и служебно-технических вагонов. В 2020 году получено 18 модульных пунктов обогрева для путейцев и один модуль для вагонников, а также восемь табельных. До 2025 года планируется приобрести ещё 69 модульных пунктов обогрева и восемь табельных.

Важное направление в деятельности профсоюза – контроль соблюдения трудового законодательства. В 2020 году выявлено более 205 нарушений при начислении премий, оплате сверхурочных часов, компенсации за работу в выходной день. Работникам возвращено в целом 4,7 млн руб. Профсоюз добился отмены 20 дисциплинарных взысканий.
Продолжается работа по страхованию локомотивных бригад на случай возникновения профнепригодности. Всего застраховано 593 человека. В 2020 году пять работников получили страховые выплаты на общую сумму 793,8 тыс. руб.
Дмитрий Мололкин рассказал также об организации отдыха и оздоровления работников дороги и их семей в условиях пандемии, о волонтёрской деятельности, о культурно-массовой и спортивной работе.     Начальник ГЖД Анатолий Лесун, давая оценку выполнению обязательств Колдоговора, отметил: в 2020 году коллектив дороги доказал, что готов максимально оперативно трансформировать производственные процессы и продолжить безостановочную работу в непривычных условиях.
Основная задача была – сохранить здоровье работников, создать безопасные условия для пассажиров, обеспечить эффективную врачебную помощь. Анатолий Фёдорович выразил благодарность медикам, которые оказались в центре борьбы с эпидемией.
Руководство дороги, со своей стороны, чтобы снизить риск заболевания персонала, обеспечило перевод сотрудников на дистанционный режим работы. Организована бесперебойная поставка средств дезинфекции и индивидуальной защиты. На эти цели затрачено 207,4 млн руб.
Компания выполняет обязательства по обеспечению достойного уровня заработной платы железнодорожников, её индексации. Среднемесячная зарплата по полигону Горьковской дороги в 2020 году составила 49 433 руб., с ростом к отчёту прошлого года на 4,7% и ростом реальной заработной платы на 1,3%.

Основа для реализации гарантий Колдоговора – эффективная работа всего коллектива. Анатолий Лесун подчеркнул, что в 2020 году на ГЖД выполнены все плановые задания. Погрузка и грузооборот – на 102% к плану, выручка, начисленная по перевозочным видам деятельности, составила 48,3 млрд руб. Естественно, они ниже показателей 2019 года. Но это является дополнительным стимулом для наращивания объёмов в 2021 году. А вот говоря о качественных показателях, начальник дороги отметил их рост по сравнению с предыдущим годом.

На дороге продолжается внедрение новых технологий и автоматизированных систем. Большой вклад в повышение эффективности работы внесли проекты бережливого производства. Приоритетным направлением стало технологическое взаимодействие структурных подразделений, а также организация работы с местным грузом. Внедрены такие проекты, как «Изменение технологии работы сборного поезда на участке Владимир – Тумская», «Оборудование грузовой площадки на станции Арзамас-2». На станции Дружинино реализован междорожный проект оптимизации времени явки локомотивных бригад. На станции Вековка внедрена технология соединения двух чётных контейнерных поездов длиной 71 вагон, что позволило на Южном ходу ежесуточно сократить в рабочем парке два электровоза.

И это только малая часть реализованных проектов. В целом за счёт применения усовершенствованных технологий, снижения непроизводительных потерь сэкономлено 127,4 млн руб.
Анатолий Лесун проанализировал также транспортно-логистическую деятельность в 2020 году, выполнение инвестиционной программы. Особо остановился на вопросах безопасности движения. В конце 2020 года эта тема стала главной на ГЖД из-за крушения на станции Новки-1. Допущен колоссальный ущерб не только материальный и экологический, но и репутационный.
Основная причина крушения – нарушение технологии и порядка производства работ на стрелочном переводе. Проведён экпресс-опрос работников о том, почему такие нарушения стали возможны. Многие опрошенные считают, что недостаточна мотивация к выполнению норм и инструкций. Такой ответ в принципе не должен звучать от работников, связанных с безопасностью движения, считает начальник дороги. Человек принял решение работать в той или иной должности, прошёл обучение – это и является главной мотивацией и профессиональным долгом, так как от его действий и решений зависит жизнь людей.

Тему безопасности движения продолжил заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Дмитрий Пегов. Он подчеркнул, что при подведении итогов выполнения Колдоговора акцент обычно делается на обязательствах администрации. Между тем обязательства, и прежде всего по обеспечению безопасности движения, есть и у работников. Допущенное в 2020 году крушение – свидетельство того, что не все сотрудники их выполняют.
Выступавшие в прениях представители коллективов, председатели первичных профсоюзных организаций дали оценку выполнения колдоговоров в своих структурных подразделениях. И она однозначна: обязательства со стороны работодателя и профсоюза выполняются.

Заместитель председателя Роспрофжел Андрей Карабанов положительно оценил ситуацию с выполнением Колдоговора ОАО «РЖД» на сети в целом. Стабильность в коллективах сохраняется.

газета «Волжская магистраль», Марина Галкина