Дорпрофжел на ГЖД

История профсоюза

1905 г. 20-21 апреля

1-ый съезд железнодорожников

Приняты «Платформа» и «Устав союза», в которых были определены цели и задачи профсоюза. «Целью союза является защита материальных, правовых, культурных и служебных интересов служащих и рабочих всех железных дорог, что может быть достигнуто лишь при наличии демократического государственного строя. Поэтому, самой главной задачей Союза является требование изменения существующего государственного строя и, как логическое следствие этого, — требование созыва народных представителей с законодательной властью, выбранных всем населением страны на началах всеобщей, равной, прямой и тайной подачи голосов без различия пола, национальности и вероисповедания. Эти условия представляют собой тот минимум, который позволит Союзу объединить большинство лиц и групп, принадлежащих к различным политическим партиям. Не считая, однако, возможным ограничиваться голым провозглашением принципов, и желая стать с первых же шагов на путь корпоративной деятельности, Союз берет на себя и фактическое осуществление в пределах железнодорожной корпорации свободы слова и собраний, а также организации стачек, так и всеобщих, и допускает организационное самоопределение могущих возникнуть в среде железнодорожных корпораций и профессиональных рабочих союзов».

Таким образом, съезд, основав Всероссийский Внепартийный железнодорожный союз, определил ею задачи не с классовых, а с корпора-тивных, узкоцеховых позиций.

Съезд избрал Центральное бюро Союза из 5-ти человек, которое руководило всеми крупными выступлениями Союза.

1905 г. июль

2-ой Всероссийский съезд профессионального союза железнодорожни-ков (нелегальный)

Съезд признал ближайшей задачей Союза подготовку одновременной на всех дорогах политической забастовки и определение момента забастовки возложил на избранное им Центральное бюро.

1905 г. 20 сентября

1 -ый делегатский съезд железнодорожников

Съезд выработал и предъявил правительству ряд требований: восьмичасовой рабочий день. выборность железнодорожной администра-ции сверху донизу, немедленное освобождение арестованных за забастовку, отмена военного положения и усиленной охраны, предос-тавление политических свобод, национального самоопределения, немедленный созыв Учредительного собрания, избранного па основе всеобщего, равного, прямого и тайного голосования.

1905 г. 5 декабря

Конференция железнодорожников

Призыв ко всем железнодорожникам страны: «Начать всеобщую политическую забастовку». Профсоюз находился и подполье.

1906г. декабрь

3-ий съезд железнодорожного союза

Съезд подчеркнул, что борьбу железнодорожников затрудняет соглашательская позиция руководства Центрального бюро Всероссийс-кого железнодорожного союза. Центральным на съезде был вопрос о пересмотре платформы Союза. Была принята платформа, ограничива-ющая классовую борьбу железнодорожников рамками экономических требований в пределах железнодорожной корпорации. Нелегальное положение до 17 года.

1917 г. 15 июля

Всероссийский учредительный съезд союза железнодорожников

На съезде бурно обсуждался вопрос: — каким должен быть профсоюз железнодорожников. Одни утверждали, что основная задача — отстаивание экономических прав железнодорожников. Другие стояли за «государственный союз». Третьи высказывались за производственный и строго классовый союз, связывающий свои действия с общими политическими и экономическими задачами рабочего класса. Не придя к единому мнению, вопрос отложили на неопределенное время. Викжель (Всероссийский исполнительный комитет Союза железнодорожников) занял полицию уступок правительству. Особенно это касалось вопросов разработки ставок заработной платы.

1917 г. 12 декабря

Всероссийский съезд мастеровых и рабочих

Съезд избрал центральный орган железнодорожного союза — Всероссийский исполнительный комитет союза железнодорожников (Викжедор). Ему было дано право управлять транспортом, составлять коллегии, контролировать подчиненные органы, защищать интересы железнодорожников, обслуживать быт рабочих и служащих, руководить их политической жизнью.

1917 г. 18 декабря

Чрезвычайный всероссийский железнодорожный съезд

Лидеры Викжеля намеревались принять резолюцию о непризнании власти Советов. Левая часть съезда дала отпор Викжелю, и его лидеры были вынуждены покинуть съезд. Левая часть влилась в состав съезда мастеровых и рабочих. Съезд принял к исполнению декреты Советской власти. Разработал новый тариф заработной платы железнодорожников, принял Положение об управлении железными дорогами и избрал ВИКЖЕЛДОР.

1917 г. декабрь

Образован Всероссийский совет профсоюзов железнодорожников — ВСЕПРОФЖЕЛЬ -чисто федеративный орган, он вошел в состав ВЦСПС.

1919 г. 21 февраля

1-ый Всероссийский съезд железнодорожников.

Съезд положил конец господствовавшим до сих пор синдикализму, цеховщине и корпоратизму. Отказавшись от непосредственного и руководства железнодорожным транспортом съезд дал отпор попыткам огосударствования профсоюзов. В своем решении съезд записал что производственный профсоюз железнодорожников берег на себя обязанность активно бороться за установление трудовой дисциплины, за проведение нормирования труда и подъем его производительности. Сьезд избрал Центральный комитет союза (Цекпрофсож).

1920 г. 17 июля

2-ой Всероссийский съезд союза рабочих и служащих железнодорож-ного транспорта.

Съезд указал, что профсоюз стал полнее заниматься удовлетворением нужд железнодорожников. На съезде решался вопрос о совершенствовании структуры профсоюза. Для проведения единой производственной политики по решению съезда на дорогах были созданы Дорпрофсожи. Начало создания на дорогах ДОРПРОФСОЖей.

1920г. 3 сентября

Пленум ВЦСП

Слияние профсоюза железнодорожников с coюзом водников — образован объединенный профсоюз с единым Центральным комитетом. Слияние ЦЕКПРОФСОЖа с ЦК профсоюза водников происходило не выборным путем, а механическим соединением двух органов. Создание Центрального комитета союза транспортных рабочих — ЦЕКТРАН.

1921г. 22 марта

1-ый Всероссийский съезд объединенного союза работников железнодорожного и водного транспорта

Перевод профсоюзной работы на путь, нормальной рабочей демократии — таков был девиз съезда.

Основное внимание профсоюза сосредотачивалось на проблемах усиления производственной пропаганды, привлечения широких масса решению задач восстановления транспорта, повышения уровня дисциплины и производительности труда, решении вопросов охраны труда, улучшения медицинского обслуживания, развития сети оздоровительных учреждений, улучшения жилищных условий железно-дорожников.

1922 г. 18 августа

ЦЕКТРАП и НКПС подписали Коллективный договор. Это была первая попытка получения наиболее полных материальных и правовых гарантий для членов профсоюза. Кол.договор просуществовал всего несколько месяцев.

1922 г. 2 октября

2-ой Всероссийский съезд союза работников железнодорожного и водного транспорта — 6-ой съезд союза железнодорожников и 5-ый съезд Союза водников.

Съезд определил источники выхода транспорта из тяжелого состояния. Главные из них — ужесточение режима экономии, борьба с раз-гильдяйством и хищениями грузов, повышение производительности труда. Произошло разделение профсоюза на два автономных союза — железнодорожников и водников.

1924 г. 17 апреля

7-ой Всероссийский съезд профсоюза железнодорожников.

Съезд проходит под лозунгом подчинения всей массовой работы профсоюза новому подъему ударничества и соревнования, внедрению передового производственного опыта. Звучат призывы ко всем профсоюзным организациям — подчинить всецело нормы и методы работы выполнению хозяйственных задач, дальнейшему подъему работы железных дорог, повышению производительности труда, укреплению трудовой дисциплины.

1926 г. 21 марта

8-ой Всероссийский съезд профсоюза железнодорожников.

1928 г. 14 мая

9-ый Всесоюзный съезд профсоюза железнодорожников.

1931 г. 24 июля

10-ый Всесоюзный съезд профсоюза железнодорожников.

Съезд дал положительную опенку работе профсоюзных организаций по их участию в решении производственных задач, развитии движения ударников труда.

1934 г. 25 октября

Пленум ЦК профсоюза.

Решение о разукрупнении профсоюза на 6 самостоятельных профсоюзов: профсоюз рабочих железных дорог Центра, Юга. Востока и Дальнего Востока, Средней Азии, профсоюз рабочих заводов железнодорожного транспорта.

1948 г. 13 октября

11 -ый (объединительный) съезд профсоюзов.

Объединение 6-ти профсоюзов в единый профсоюз рабочих железнодорожного транспорта, в который вошли железнодорожники, транспортные строители и работники метрополитенов.

1951 г. 17 мая

12-ый съезд рабочих профсоюза железнодорожного транспорта.

Съезд отметил, что первейшим долгом всех организаций и всех тружеников транспорта является дальнейшее развитие социалистического соревнования за выполнение и перевыполнение государственных планов каждой магистралью. Съезд обязал профсоюзные организации вовлекать в социалистическое соревнование всех тружеников транспорта, развивать комплексное соревнование работников ведущих профессий.

1954 г. 24 мая

13-ый съезд рабочих профсоюза железнодорожного транспорта.

1954 г. 8 августа

Образовано Министерство транспортного строительства — Минтрапсстрой. Выросли ряды профсоюза рабочих железнодорожного транспорта. Коллективы многих вновь образованных трестов и управлений строительства в других регионах страны были переданы в профсоюзное обслуживание ДОРПРОФСОЖей железных дорог по месту их дислокации.

1956 r. 18 мая

14-ый съезд рабочих профсоюза железнодорожного транспорта

Перед профсоюзными организациями поставлена новая задача — в изменившихся условиях и характере Труда железнодорожником и транспортных строителей (шла электрификация железных дорос) обеспечить переподготовку кадров, организовать их обучение, поднять общий уровень культуры и технических знании тружеников стальных магистралей.

1958 г. 24 апреля

15-ый съезд рабочих профсоюза железнодорожного транспорта

Съезд отметил положительную роль профсоюзных организаций в деле развития технического прогресса и реконструкции железнодорожного транспорта в интересах увеличения его провозной и пропускной способности.

1960 г. 18 мая

16-ый съезд рабочих профсоюза железнодорожного транспорта

Съезд подчеркнул, что новая, более высокая форма социалистического соревнования прокладывает дорогу крутому подъему производительности труда, росту культуры, способствует решению задачи преодоления различий между умственным и физическим трудом.

1962г. 2 апреля

17-ый съезд рабочих профсоюза железнодорожного транспорта.

Профсоюз решал задачи, связанные с организацией и оплатой труда, так как страна перешла на семи и шестичасовой рабочий день.

1963г. 28 августа

18-ый съезд рабочих профсоюза железнодорожного транспорта

Новая форма соревнования — соревнование но профессиям стимулировала резкий подъем производительности труда. Создание школ передового опыта и школ коммунистического труда.

1965 г. 16 сентября

19-ый съезд рабочих профсоюза железнодорожного транспорта.

Основные вопросы: улучшение работы первичных профсоюзных организаций, активизация профсоюзного движения.

1967 г. 8 декабря

20-ый съезд рабочих профсоюза железнодорожного транспорта

Съезд отметил, что профсоюзные организации железнодорожного транспорта и транспортного строительства накопили определенный опыт работы по привлечению тружеников отрасли к управлению производством развитию их трудовой и творческой активности, направленной на дальнейший подъем транспорта, улучшение научной организации труда, наиболее полное использование внутренних резервов для повышения производительности подвижного состава, улучшения экономических показателей, и на этой основе — повышение уровня жизни железнодорожников и транспортных строителей.

1972 г. 17 марта

21 — ый съезд рабочих профсоюза железнодорожного транспорта.

Деятельность отраслевого профсоюза, его выборных структур находилась под опекой партийно-государственных органов. Съезд прохо-дил под знаком неукоснительного выполнения задач, вытекающих из постановлений партии и правительства. Это период занижения авторитета и роли профсоюза среди железнодорожников и транспортных строителей.

1974 г. 8 июля

Подписано постановление правительства о начале строительства БАМа

1977 г. 3 февраля

22-ой съезд рабочих профсоюза железнодорожного транспорта

Съезд отметил положительные результаты работы профсоюзных и хозяйственных организации по наиболее эффективному использованию транспортных средств и повышению производительности труда, по развитию межотраслевого соревнования с работниками других видов транспорта, промышленных предприятий и сельского хозяйства; по высокоэффективному использованию машин и механизмов.

Съезд нацелил профсоюзные организации на усиление работы: по повышению культуры обслуживания пассажиров на вокзалах и в поездах; по предупреждению производственного травматизма и улучшению условий труда работающих; но обеспечению нормального режима труда и отдыха локомотивных бригад; по организации высокопроизводительного труда без травм и аварий и внедрению метода трехступенчатого контроля в области охраны труда.

1982 г. 19 января

23-ий съезд рабочих профсоюза железнодорожного транспорта

Съезд подчеркнул возросшую роль профсоюзных организаций в решении важнейших социальных проблем, связанных с совершенствованием систем оплаты труда, премирования, повышением эффективности материального поощрения тружеников отрасти. Была дана положительная оценка усилиям профсоюзных организаций в вопросах наиболее рационального использования средств государственного социального страхования, профилактики и снижения уровня заболеваемости, улучшения медицинского обслуживания трудящихся, увеличение темпов жилищного строительства и строительства объектов неп-роизводственного назначения. Произошло переименование профсоюза в «Профсоюз рабочих железнодорожного транспорта и транспортного строительства».

1987 г. 15 января

24-ый съезд профсоюза рабочих железнодорожного транспорта и транспортного строительства

Эпоха начала перестройки в обществе. Реализация постановления правительства «О мерах по дальнейшему улучшению работы и укреплению материально-технической базы железнодорожного транспорта в 1986-1990 годах». Получает развитие целевое соревнование по принципу «рабочей эстафеты». ЦК профсоюза вместе с министерствами осуществили комплекс мер. направленных на повышение заработной платы железнодорожников и транспортных строителей.

1990 г. 20 сентября

25-ый (внеочередной) съезд рабочих профсоюза железнодорожного транспорта (последний съезд в рамках СССР).

Съезд проходил под воздействием начавшихся в обществе демократических преобразований, в обстановке глубокого кризиса в эконо-мике страны. Съезд принял ряд резолюций: «О нарушениях прав профсоюзов»; «О защите социально-экономических и правовых интересов железнодорожников и транспортных строителей в условиях перехода экономики страны к регулируемым рыночным отношениям»; «О критическом финансовом положении метрополитенов»; «Об охране окружающей среды»; «О неудовлетворительном ходе ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и в регионах, подвергшихся радиоактивному заражению»; «О защите духовных интересов и физического развития железнодорожников и транспортных строителей»; «О молодежной политике». Произошло переименование профсоюза в «Независимый профессиональный профсоюз железнодорожников и транспортных строите-лей».

1992 г. февраль

Принято Отраслевое тарифное соглашение на федеральном железнодорожном транспорте

1992 г. 3 марта

1-ая конференция Независимого профсоюза железнодорожников и транспортных строителей России

Конференция утвердила Устав профсоюза, в котором были закреплены демократические принципы деятельности профсоюза, положения, касающиеся ответственности профсоюзных организаций за сохранение единства рядов профсоюза, укрепление исполнительской дисциплины. Провозглашены основные цели профсоюза: — зашита профессиональных, экономических, социальных прав и интересов своих членов; -зашита прав железнодорожников и транспортных строителей на труд, обеспечение заня-тости и трудоустройства, подготовки и переподготовки кадров по специальности, повышения квалификации; -сокращение продолжительности рабочего времени, увеличение отпусков, улучшение организации, условий и охраны труда, производственного быта и здоровья трудящихся; -увеличение свободного времени и его рациональное использование для восстановления физических и духовных сил.

1996 г. 17-18 мая

26-ой съезд профсоюза железнодорожников и транспортных строителей

Съезд прошел под девизом «Сильная первичка — сильный профсоюз». Съезд принял резолюцию, которой вводился программный документ работы отрасли на десятилетие — «Основные направления развития и социально-эко-номической политики железнодорожного транспорта на период до 200″) года».

Съездом выработаны важнейшие направления работы железнодорожного транспорта в условиях становления рыночных отношений. Это, прежде всего, — переход на наиболее экономичные и прогрессивные технологии, существенное повышение эффективности производства и приведение технического потенциала отрасти в соответствие с потребностями экономики страны в перевозках, стремление укрепить социальную стабильность в трудовых коллективах путем повышения благосостояния железнодорожников.

1997 г. февраль

Переименование профсоюза в «Российский профсоюз железнодорожников и транспортных строителей».

2001 г. 20 марта

27-ой съезд Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей.

Утверждены «Основные направления деятельности Российского профессионального союза железнодорожников и транспортных строителей на период 2001-2006 годы».

Приняты резолюции:

  • «О структурной реформе железнодорожного транспорта»,
  • «О проекте трудового кодекса Российской Федерации»,
  • «О неотложных мерах по повышению оплаты труда и жизненного уровня работников бюджетной сферы»,
  • «О критической ситуации со строительством метрополитенов в Российской Федерации».

Были приняты изменения и дополнения в Устав РОСПРОФЖЕЛа.

Подтверждены полномочия 102 членов ЦК профсоюза, избрана Центральная ревизионная комиссия профсоюза в количестве 7 человек. Председатель профсоюза — Л.Б.Васильев.

2004 г. 25 марта

5-заседание ЦК профсоюза железнодорожников и транспортных строителей

Председателем Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей избран Н.А.Никифоров.

2004 г. октября

1 -я конференция работников «РЖД».

Заключение Генерального коллективного договора на 2005 год.