
Законы партнёрства
Обязательства колдоговоров в сфере оплаты труда выполнялись. Зарплату железнодорожники получали в установленные сроки. И в среднем она выше, чем в субъектах РФ, по которым проходит магистраль. Разрыв, однако, сокращается. Одна из причин – режим неполного рабочего времени. В 2024 году он применялся к 3,6% коллектива (при допустимой границе 5%).
В Дорпрофжел организован общественный контроль за условиями и охраной труда, профилактикой травматизма. Акцент – на предупреждении нарушений. Важно, чтобы человек осознавал личную ответственность за безопасность – и свою, и коллег.
За отчётный период проведены проверки соблюдения требований охраны труда и Трудового кодекса, готовности к работе в зимний период, обеспеченности железнодорожников средствами индивидуальной защиты, инструментом и средствами малой механизации. Проверялся режим труда и отдыха локомотивных бригад и созданные для этого условия. Работники Горьковской железной дороги вовлечены в программу страхования от потери профессиональной пригодности.
Возвращён льготный стаж
В Дорпрофжел постоянно ведётся работа по обращениям железнодорожников, председателей первичных профсоюзных организаций, уполномоченных по охране труда и общественных инспекторов по безопасности движения поездов. За отчётный период поступило 26 таких обращений. Результаты налицо. По инициативе профсоюза положительно решены вопросы возвращения льготного пенсионного стажа 176 машинистам-инструкторам эксплуатационных локомотивных депо и 25 машинистам-инструкторам пригородного сообщения. Возвращён льготный стаж осмотрщикам-ремонтникам вагонов пункта технической передачи станции Зелёный Дол.
Правовая инспекция труда Дорпрофжел в 2024 году провела более 300 проверок соблюдения трудового законодательства. При этом выявлено 430 нарушений трудового законодательства в отношении 1865 работников. После вмешательства правовых инспекторов им доначислена заработная плата и другие выплаты – почти 7 млн руб.
На уровне руководства компании
Дмитрий Мололкин также проинформировал участников форума о результатах работы с критическими замечаниями и предложениями, поступившими на социально-экономическом форуме полгода назад, – теми, что требуют решений на уровне руководства компании. Одно из них – по увеличению процента зональных надбавок работникам основных профессий и установлению зональной надбавки для дежурных по переезду. Вопрос в компании решён положительно. Процент надбавок увеличен монтёрам и бригадирам пути, дорожным мастерам, операторам дефектоскопных тележек. Установлена зональная надбавка дежурным по переезду.
Поступало предложение предоставить Центральной дирекции по ремонту пути возможность закладывать в бюджет затраты на проживание работников в хостелах в случаях необходимости. Теперь такие вопросы имеет право решать руководитель филиала, но в пределах средств на командировочные расходы.
Решён и ряд других вопросов.
К саммиту и не только
Выполнение обязательств Коллективного договора напрямую зависит от результатов деятельности магистрали. О них доложил начальник Горьковской железной дороги Сергей Дорофеевский.
В 2024 году внедрены новые подходы к организации эксплуатационной и грузовой работы. Несмотря на негативное влияние внешних факторов, дорога обеспечила высокое качество пассажирских перевозок, обновила рекорды, в том числе в логистике.
Погрузка в 2024 году составила 26,8 млн тонн. На 43% выросли перевозки по международному транспортному коридору «Север – Юг». Обеспечен рост контейнеризации. 2024 год стал для магистрали рекордным по отправке зерна.
На развитие грузовых перевозок направлены и мультимодальные решения «Река – железная дорога», выход на новые маршруты с обеспечением доставки точно в срок.
Важным мероприятием 2024 года для коллектива дороги стал саммит стран БРИКС в Казани. При подготовке к нему в развитие инфраструктуры вложено 1,3 млрд руб. Отремонтировано шесть пассажирских платформ на участке Казань – Аэропорт. Открыт бизнес-зал на вокзале Казань-1. Для транспортного обслуживания были задействованы новые электропоезда серии ЭП3Д. В период саммита на маршрут Казань – Аэропорт назначено 176 дополнительных поездов, перевезено 50 тыс. пассажиров.
Туристическими маршрутами
Объёмы пассажирских перевозок, их 3,5-процентный рост в дальнем и пригородном сообщении позволили Горьковской дороге войти в пятёрку лидеров по сети. Скоростными поездами «Ласточка» на маршруте Москва – Нижний Новгород перевезено 3,8 млн пассажиров. На направлении Нижний Новгород – Казань ускоренными электропоездами перевезено 400 тыс. человек – на 17% больше, чем в 2023 году. Новые пассажирские здания открыты на станциях Чад и Просница. Продолжена реализация проекта Мыза – Кстово, работа по кольцевому маршруту в Казани, реконструкция вокзалов Владимир и Зелёный Дол.
Для комфорта пассажиров установлены погодные модули на станциях Балезино, Семёнов, Каликино, Шемордан, Линда. Организована доступная среда для маломобильных граждан на вокзалах Нижний Новгород, Юдино, Балезино, Можга.
Визитной карточкой дороги стали новые туристические маршруты. Самый популярный из них – Нижний Новгород – Арзамас. В 2024 году по нему перевезено более 21 тыс. туристов. Набирает признание новый проект «Чайковский экспресс». Премией за туристическую привлекательность отмечен маршрут Нижний Новгород – Ужовка – Болдино. В декабре 2024 года возобновилась реализация исторического проекта «Уроки с путешествием». До мая Волгоград посетят 11,5 тыс. нижегородских школьников.
С перспективой на будущее
В 2024 году в развитие железной дороги инвестировано 27,5 млрд руб. Обновлены железнодорожный путь, подвижной состав, объекты энергообеспечения, пассажирской инфраструктуры. Введены 33 новых пассажирских вагона и три электропоезда ЭП3Д. Внедрены IT-технологии в диагностику подвижного состава на станциях Лянгасово и Юдино. Реализуются цифровые технологии в ресурсосбережении.
Дорога становилась победителем сетевых и всероссийских конкурсов инноваций.
Средства вкладываются в экологические проекты, направляются на мероприятия по охране труда. Важным остаётся вопрос профилактики производственного и непроизводственного травматизма.
Участники форума приняли резолюцию, в которой отмечено: требования коллективных договоров на полигоне Горьковской железной дороги в 2024 году выполнены.
Марина Галкина