Дорпрофжел на ГЖД

Целый век – под охраной профессионалов

Коллектив предприятия силен накопленными за сто лет традициями.

Светлана Пестова, председатель ОППО работников филиала ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ» на Горьковской железной дороге.

В филиале ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ» на Горьковской железной дороге сейчас насыщенные приятными хлопотами дни. 9 декабря 2021 года ведомственная охрана отмечает 100-летие с момента образования. О юбилее и о подготовке к этой дате – наш разговор.

– Светлана Вячеславовна, расскажите об истории предприятия.

– Она неразрывно связана с именем Феликса Дзержинского, который в 1921 году был назначен народным комиссаром путей сообщения. Опытный управленец и организатор, он в считаные месяцы разобрался в ситуации на железных дорогах, где в то время процветали хищения. Навести порядок только репрессивными методами, силами милиции и ВЧК, невозможно, считал он. По инициативе Дзержинского 9 декабря 1921 года принят декрет ВЦИК «Об охране складов, пакгаузов и кладовых, а равно сооружений на железнодорожных и водных путях сообщения». Эта дата и считается днём создания ведомственной (военизированной) охраны железнодорожного транспорта.

Были образованы подразделения охраны, вооружённых сторожей. Уже в 1923 году они объединились в одну организацию с единым централизованным управлением.

Изначально в обязанности её работников входили охрана и сопровождение грузов, обеспечение пожарной безопасности на железнодорожном транспорте.

За прошедшие 100 лет наше предприятие пережило множество преобразований. На Горьковской дороге ведомственная охрана создана в 1936 году при управлении ГЖД. Первый приказ по личному составу датирован 25 июня. Организован отдел стрелковой охраны и два отряда – Горьковский и Кировский.

В 1939 году отдел стрелковой охраны стал отделом военизированной охраны. В 1942 году личный состав охраны был мобилизован на фронт. Мы с глубоким уважением относимся к нашим ветеранам Великой Отечественной войны. К сожалению, из мобилизованных в 1942-м сейчас уже мало кто остался в живых. С 1980 по 1986 год у нас работал участник войны Владимир Алексеевич Герасимов, которому сейчас 95 лет. Мы навещаем его, не оставляем без внимания, поздравляем с праздниками. В ведомственной охране ГЖД работали два Героя Советского Союза. Это Анатолий Георгиевич Вавилов, который трудился в Кировском отряде с 1948 по 1983 год, и Пётр Акимович Кравец, который работал в Горьковском отряде с 1947 по 1965 год.

Следующий этап развития предприятия связан с объединением Горьковской и Казанской железных дорог. В отдел военизированной охраны на ГЖД к имевшимся тогда Горьковскому, Кировскому и Владимирскому отрядам присоединены Муромский, Казанский и Агрызский, который в дальнейшем переименован в Ижевский.

В 1992 году отдел военизированной охраны ГЖД реорганизован в службу военизированной охраны. В 1999 году военизированная охрана переименована в ведомственную.

До 2003 года мы были в составе министерства путей сообщения. При создании ОАО «РЖД» мы не вошли в его структуру. В 2005 году ФГП ВО МПС России передано в ведение Федерального агентства железнодорожного транспорта (Росжелдор).

В составе филиала на Горьковской железной дороге сейчас пять отрядов – по числу территориальных управлений ГЖД: Владимирский был объединён с Муромским в 2021 году.

– Когда и как была создана на вашем предприятии профсоюзная организация?

– Изначально её в военизированной охране не было. В 1999 году вышел Федеральный закон о ведомственной охране – у нас сменился статус. С развитием в стране рыночных отношений, ликвидацией общественных структур, способных реально защищать интересы и права человека, возникла необходимость создания профсоюзных организаций в подразделениях ведомственной охраны. В телеграмме МПС и Роспрофжел от 23 июня 1999 года даны рекомендации об их образовании.

22 июня 2004 года проведена учредительная профсоюзная конференция работников ведомственной охраны, к этому времени профсоюзное членство достигло уже 63%.Объединённая первичная профсоюзная организация работников филиала ФГП ВО ЖДТ России на Горьковской железной дороге входит в структуру МОО-ОППО работников ФГП ВО ЖДТ России и территориально – в состав Дорпрофжел на ГЖД. Первым председателем ОППО стал Андрей Васильевич Ганькин, который до этого возглавлял службу и филиал ведомственной охраны на ГЖД.

– Что представляет собой ваша профсоюзная организация?

– Особенности её связаны со спецификой работы самой охраны. У нас в основном мужской контингент. Женщины составляют не более 10% от общей численности. Значительный процент руководящего состава подразделений – это бывшие работники силовых структур. Работа в ведомственной охране связана не только с высокой ответственностью за безопасность на железнодорожном транспорте, но и с риском для жизни.

Ещё одна особенность связана с возрастом профсоюзной организации охраны. Когда на железных дорогах происходило становление профсоюзного движения, когда решалось множество проблем, мы этого не «проходили». В состав Роспрофжел мы вступили, когда организация уже состоялась. Мы могли воспользоваться накопленным опытом Дорпрофжел, Роспрофжел. Нам было проще в ряде вопросов.

На момент создания ОППО работников филиала в 2004 году у нас уже было 63% членов профсоюза. Сегодня – 100%, или более 4000 работающих членов проф-союза. В структуре ОППО филиала шесть первичек, 84 проф-группы.

– Как организуется профсоюзная работа в филиале? С чего начинали?

– Конечно же, с помощи людям, работающим в филиале. С 2004 года на предприятии реализовано девять коллективных договоров. Сейчас действует десятый, на 2021–2023 годы. Социальное партнёрство у нас на очень высоком уровне. В ведомственной охране, по-моему, по-другому быть не может. Мы должны быть все вместе.

Конечно, Колдоговор у нас не такой масштабный, как в ОАО «РЖД». Но с каждым годом он улучшается. В нём сохранены пункты, касающиеся выплат за выслугу лет. И когда к нам трудоустраиваются работники силовых структур, за ними сохраняется стаж работы в них. Очень востребована такая льгота, как оплата проезда к месту отдыха во время отпуска. Причём сейчас оплачивается не только поездка по железной дороге, но и перелёт. Внесения этого дополнения в действующий ныне Колдоговор профсоюз достиг при переговорах с работодателем. Сравнительно недавно в Колдоговор включён пункт об обязательной индексации заработной платы в чётко установленные сроки. Колдоговор работающий. Каждый пункт выполняется. Задержек по выплатам со стороны работодателя нет.

Направления деятельности у нас те же, что и в профсоюзе в целом: охрана труда, правозащитная работа, культурно-массовая и спортивная, оздоровление… Масштабные мероприятия, посвящённые 15-летию нашей профсоюзной организации, проходили в 2019 году. В год 100-летия ведомственной охраны профсоюз совместно с администрацией также проводит множество мероприятий. Практически во всех отрядах прошли спортивные соревнования. По просьбам членов профсоюза организованы экскурсии по историческим местам. Состоялся конкурс детского рисунка. Поощрены все ребятишки – как профсоюзом, так и работодателем. Юбилейной дате был посвящён фотоконкурс. Сейчас во всех отрядах готовим торжественные собрания – с поощрением и работников, и ветеранов.

– Каковы планы вашей ОППО?

– Выстраивая свою работу, мы во многом исходим из сложившихся традиций. Так, каждый год проводится конкурс на лучшую первичную профсоюзную организацию. Ежегодно во всех первичках проходит более 100 спортивно-оздоровительных и более 80 культурно-массовых мероприятий. Стараемся учитывать пожелания и предложения членов профсоюза. Проблемы, если таковые возникают, решаем совместно с работодателем. Сейчас для нас главное – не снижать темпов, которые мы набрали в юбилейный год. Хоть это будет и непросто.

Источник: газета «Волжская магистраль»