Дорпрофжел на ГЖД

Менять отношение к людям (подробности круглого стола) Сигнал №4

Обеспечению безопасных условий и охраны труда железнодорожников был посвящён «круглый стол», организованный РОСПРОФЖЕЛ и «Гудком».

В нём участвовали председатель профсоюза Николай Никифоров, заместитель главного редактора газеты «Гудок» Инга Замуруева, первый заместитель начальника департамента охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля ОАО «РЖД» Пётр Потапов, председатель Дорпрофжел на Московской магистрали Николай Синицын, представители департаментов компании, её филиалов, дирекций и дочерних обществ компании. К разговору были приглашены и все главные технические инспекторы труда Дорпрофжел.

Проблема охраны труда не теряет актуальности по многим причинам: из-за постоянного стремления работодателя к экономии средств и хорошей отчётности, из-за неправильных управленческих решений, несовершенства законодательства, наконец, из-за отсутствия культуры безопасного производства и легкомысленного отношения работника к собственному здоровью.

Начиная разговор, Николай Никифоров отметил, что хотя травматизм за последние годы и снижается, всё же он пока неискореним. В чём причина? Нарушаются технологические процессы, игнорируются требования охраны труда, применяются недоработанные и устаревшие инструкции, трагическую роль играет человеческий фактор.

«Сколько говорим, − рассуждает Николай Никифоров, − о необходимости технологических карт и обновления инструкций, в которых чётко было бы прописано количество человек, необходимое для проведения той или иной работы, ничего не меняется. А если что случится, можно самих же работников обвинить: мол, сами виноваты, работали не в полном составе, инструкцию нарушили. Пошли менять рельс вчетвером, а не ввосьмером, как положено, чистить путь вдвоём, а не втроём, как предписывает инструкция. А что мешает создать технологические карты? Почему не хватает сигнальных принадлежностей, радиостанций, необходимых и при производстве работ в путейских бригадах, и в локомотивах. Кто не закупает? Или другой аспект. Надо приводить условия труда к нормам. Никто не спорит. Но спецоценку условий труда должны делать специалисты, имеющие соответствующий сертификат. Так почему же с дорог нам сообщают, что к этой работе привлекаются люди, не имеющие на то ни прав, ни соответствующих знаний. Вот и получается искажение фактического положения дел, когда ничего не изменилось на рабочих местах, а класс вредности понизился.

Фото Алексея Яшпертова «Ночное окно»